Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote,
Дом доброго тролля
troll_lol_o

Сознание, шаблоны и музыкальный слух

Общеизвестно, что в человеческом мозгу в состоянии бодрствования задействуется менее 10% вещества. Это не значит, что остальные 90 с лишним процентов лишние, просто они включаются и выключаются при выполнении малоизученных процессов, которых в мозгу предостаточно. Вот, например, если посмотреть на свою фотографию с отдыха на море- можно на мгновение ощутить тепло южного солнца, почувствовать аромат солёного морского воздуха, даже вспомнить ощущение любимых тапочек на загорелых ногах. Всего лишь память? Не совсем.
Дело в том, что в мозгу существует огромное количество так называемых шаблонов- те данные, которые мозг привык считать правильными и с которыми он непрерывно соотносит окружающую реальность, нередко при этом привлекая и тело. Вот, например, в кино: вдруг крупным планом показывают паровоз, который мчится прямо на зрителей. Все прекрасно понимают, что он безопасен, потому что это всего лишь картинка- и тем не менее у всех возникает желание отскочить в сторону, а некоторые даже дёргаются, подскакивают в своих креслах. Вот это и есть та самая работа шаблона, мозг знает, что мчащийся на тебя паровоз=опасности и даёт команду телу. При этом подсознательные процессы, к которым относятся рефлексы и шаблоны, имеют приоритет перед сознанием. Но это- простейший случай, есть процессы гораздо интереснее.
Известно, что профессиональные певцы не переносят фальшивого пения. Менее известно, что от нахождения в шумной толпе у них нередко садится голос вне зависимости от того, издавали они в этой толпе какие-нибудь звуки или молчали, как рыбы. Это - проявление самого обыкновенного слуха и его взаимодействия с подсознанием. Работает следующим образом: человек с поставленным слухом и голосом слышит звук, он приходит на барабанную перепонку в ухе и она начинает колебаться. Далее сигнал поступает в мозг, который соотносит его со своим представлением о том, что именно может так звучать и на основании этого в сознание поступает информация о прозвучавшем- но это не всё: есть менее известная цепочка, которая тем не менее тоже очень важна, и она работает так: сигнал от барабанной перепонки напрямую идёт на голосовые связки, и они начинают подстраиваться под него, рефлекторно пытаясь его повторить, "примеривая" его на собственные двигательные шаблоны. Их движения почти незаметны, но чем больше вокруг человека звуков и чем лучше тренирован его слухоречевой аппарат- тем большая нагрузка ложится на связки, и именно по этой причине от обилия окружающих звуков у певца может сесть голос: связки опухнут и потеряют на время эластичность.
Самое интересное- этим механизмом можно научиться управлять, и при понимании процесса он позволяет творить совершенно на первый взгляд невероятные вещи. Например, в течение короткого времени можно поставить человеку певческий голос, можно превратить человека с ушами, оттоптаными медведем, в человека с музыкальным слухом, можно откалибровать тембр голоса. Для понимания важно просто принять то, что голосовые связки имеют собственную мышечную память, и если в неё заложить нужную информацию- человек может научиться работать со звуком на принципиально другом уровне. Этим приёмом пользовался, например, Андрей Миронов, имевший от рождения большие проблемы с музыкальным слухом. Известно, что песни к фильмам он заучивал буквально по одной ноте, "записывал на связки", и в итоге эти песни пела вся страна.

В завершение я хочу вспомнить ещё пример: дети, когда слышат звук электрички, разгоняющегося троллейбуса, нередко начинают его повторять. Их, как правило, одёргивают, требуют, чтобы вели себя тихо - а ведь они так учат слух и голосовые связки работать правильно, вырабатывают шаблоны, с которыми после будут подсознательно сверяться всю жизнь. Ведь дети нередко интуитивно понимают гораздо больше, чем взрослые.
Tags: мысли
Subscribe
promo troll_lol_o april 4, 2019 09:37 16
Buy for 30 tokens
- Станция "Новый Иерусалим", конечная! Выхожу, осматриваюсь. Автобуса, разумеется, нет. Подхожу к трассе: ээй, народ! Подвезите меня кто-нибудь, что ли! Никто не везет, и только один водитель показывает рукой мне куда-то за спину. Оборачиваюсь: за спиной два гаишника с интересом наблюдают за…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments