Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote,
Дом доброго тролля
troll_lol_o

Category:

X-15: самый быстрый самолет в истории



8 января 1952 года. В этот день конструктор Роберт Вудс из фирмы "Белл эйркрафт" выступил в Национальном консультативном комитете США по аэронавтике с предложением начать разработку сверхскоростных пилотируемых аппаратов для полетов на сверхбольших высотах. Инициатива получила одобрение, и в скором времени был объявлен конкурс на разработку ракетного самолета, который должен был летать на немыслимых высотах с гиперзвуковой скоростью.



X-15 рядом с бомбардировщиком XB-70

Программа создания ракетоплана, способного превысить скорость звука в пять и более раз, стартовала 23 декабря 1954 года.

В конкурсе на создание самолета приняли участие 12 компаний, и 4 компании боролись за право разработки ракетного двигателя для него. Победу одержали "North American Aviation" и "Reaction Motors Inc."
Уникальность проекта заключалась в том, что до сих пор никто в мире на таких скоростях не летал, и как поведет себя в воздухе машина - можно было только догадываться, но гиперзвуковые суборбитальные полеты манили, и вот уже началась постройка машины странного вида: у самолета были очень маленькие крылья, развитое хвостовое оперение и напоминающий клюв заостренный фонарь кабины пилота.



Ракетный двигатель X-15 был рассчитан всего лишь на несколько минут работы. За эти несколько минут самолет должен был подняться по баллистической траектории до высоты 100 км и больше, а после этого планировать и приземляться на поверхности высохшего соляного озера.
В программе испытаний "Х-15" участвовало двенадцать пилотов: Скотт Кроссфилд, Джозеф Уолкер, Роберт Уайт, Форрест Петерсен, Джон Маккей, Роберт Рашуорт, Нил Армстронг (тот самый), Джозеф Энгл, Уильям Найт, Уильям Дана, Майкл Адамс и Милтон Томпсон.



Нил Армстронг в кабине Х-15

Когда начались первые полеты, стало понятно, что машина получилась, мягко говоря, небезопасной. В первом же полете, в котором даже не включался двигатель, чудом не разбился Скотт Кроссфилд - самолет крайне плохо слушался пилота, совершал странные маневры и развороты, и только мастерство и везение Кроссфилда спасли и машину, и пилота. Впрочем, главное было достигнуто: в дальнейших полетах доработанный X-15 полностью оправдал надежды конструкторов, достигал высоты полета более 107,96 км (это уже считается космосом) и скоростей до 7274 км/ч. Оба эти показателя до сих пор остаются непревзойденными.



Полеты по программе X-15 продолжались до 1968 года. Многие решения и знания, полученные в результате этой программы, были потом использованы во многих других машинах. Например, в программе Спейс Шаттл, X-37b, а также в некоторых других, о существовании которых говорят лишь загадочные дыры в бюджете Пентагона.


Tags: самолёты
Subscribe
promo troll_lol_o april 4, 09:37 16
Buy for 30 tokens
- Станция "Новый Иерусалим", конечная! Выхожу, осматриваюсь. Автобуса, разумеется, нет. Подхожу к трассе: ээй, народ! Подвезите меня кто-нибудь, что ли! Никто не везет, и только один водитель показывает рукой мне куда-то за спину. Оборачиваюсь: за спиной два гаишника с интересом наблюдают за…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments