Дом доброго тролля (troll_lol_o) wrote,
Дом доброго тролля
troll_lol_o

Москва, Владимир, Боголюбово

На День России мы выбрались на большую прогулку по очень интересным местам. На выбор маршрута повлиял мой отец, который при встрече в начале июня рассказал мне о могилах Пересвета и Осляби недалеко от Симонова монастыря. Мы заинтересовались, немного почитали нормальную и альтернативную историю и решили, что надо увидеть своими глазами. Сказано-сделано: в первый же выходной мы встали пораньше и поехали на Автозаводскую.
Об этой поездке я уже рассказывал, так что, чтобы не повторяться, просто выкладываю фото:

Это- старые надгробия с могил Пересвета и Осляби. Они не подписаны и почему-то находятся на улице, а сами захоронения находятся в церкви рядом. Они тоже не подписаны. Фотографировать в этой церкви было нельзя, поэтому мы просто походили по ней и посмотрели всё, что можно. Главное впечатление такое: история с захоронениями действительно тёмная. Церковь очень старая, 16го века, но на стенах нет никаких росписей, говорящих о том, кто именно в ней похоронен. Собственно, там и росписей-то никаких толком не сохранилось, а стены выглядят так, будто кто-то старательно и не слишком аккуратно эти росписи уничтожал- местами на стенах попадаются явные следы зубила. С похожими стенами, как выяснилось, мы встретились за эту поездку не в последний раз- ну а пока что мы вышли с территории церкви, заглянули на территорию соседнего Симонова монастыря (там не понравилось) и поехали радоваться жизни в Коломенское.

Следующим утром мы решили ехать во Владимир, смотреть древнейшие в России белокаменные соборы и церкви 12го века.
С утра пораньше мы приехали на Щёлковский автовокзал. Первое впечатление от поездки сразу оказалось подпорченным: выяснилось, что введён новый порядок продажи билетов на междугородние автобусы. Теперь для того, чтобы купить билет хоть куда-нибудь, нужно отстоять солидную очередь вот такого вида:

Очередь к трём работающим кассам, в каждой их которых сидит по ну ОЧЕНЬ неторопливой кассирше, которые вбивают паспортные данные от руки... Мы плюнули, поискали у вокзала и сначала нашли вот такую маршрутку (было не по пути, а жаль),

а потом и нужную: вполне комфортабельный микроавтобус Пежо и никаких касс/очередей/паспортов. Примерно три часа- и мы были во Владимире.
Маршрутка довезла нас прямо до местного Кремля. Мы вышли, огляделись по сторонам и решили для начала зайти в Успенский собор, но на входе нас перехватила бодрая бабуля и потребовала билеты. Платить за вход в действующий храм? Увольте... Обошли вокруг, зашли на смотровую площадку, с которой открывается вот такой вид,

и пошли смотреть самое интересное- белокаменный, сплошь резной Дмитриевский собор. Мы увидели его таким:

я видел его не в первый раз, но всегда только снаружи. Внутрь раньше попасть было очень сложно (храм недействующий, а музейщикам он раньше, видимо, не особо-то был нужен), но теперь всё изменилось- там сделали что-то вроде доходной лавочки, которую держат бойкие молдаванки из ведомства Владимиро-Суздальского заповедника. Для тех, кто не в курсе- этот заповедник очень любит организовывать рестораны, гостиницы и платный вход в действующие храмы, и гораздо меньше любит поддерживать исторические строения в аутентичном виде. Теперь цена вопроса- что-то в районе 50 рублей, и в рабочие часы попасть можно свободно. Так что мы дали мзду молдаванкам и увидели наконец Дмитриевский собор изнутри. Хотя, по большому счёту, смотреть там уже нечего. Теперь там так:

В середине 19го века в нём случилась реставрация, её результатом стало то, что от старых росписей и резьбы на стенах почти ничего не осталось. Вот то, что осталось:

А вот и следы реставрации: обратите внимание, как неаккуратно была выломана алтарная преграда. Такое ощущение, что кто-то очень торопился.

И здесь мы снова увидели точно такие стены, как и в Рождественской церкви в Москве- старательно зачищенные до камня, так, чтобы восстанавливать было нечего.
Говорят, раньше этот собор был расписан сплошь, от пола и до плафона в куполе, но как он выглядел, мы уже никогда не узнаем. Можно только предположить, что внутри было гораздо больше резьбы по камню, чем сейчас, потому что львы- явно из 12го века. Вот по поводу росписей у меня есть сомнения: хоть молдаванки и клялись, что это 12й век (и многие историки пишут об этом же)- но в подобном же стиле расписан и главный храм Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, который моложе лет эдак на 400. Вопрос, однако.
Прямо рядом с бывшим алтарём собора расположена лавочка, в которой молдаванки бойко торгуют разнообразными оберегами и талисманами. Заповедник, такой заповедник...
После того, как мы осмотрели всё, что было можно внутри, мы вышли и ещё раз обошли собор вокруг. Вообще вокруг него можно ходить очень долго, ведь на его барельефах удивительное смешение времён и событий. На них изображены как Всеволод Большое Гнездо с сыном Дмитрием, так и царь Давид, там есть изображения Бориса и Глеба, композиция, изображающая вознесение Александра Македонского на небо (именно так, я ничего не путаю), журавли с переплетёнными шеями, очень напоминающие такие же сюжеты авторства месопотамских мастеров, а также изображение подвигов Геракла. Как это всё оказалось на стенах одного собора- ещё один большой вопрос, на который, вероятно, убедительно сейчас уже никто не ответит. Не верить же Фоменко с Носовским? От перебора впечатлений у нас разыгрался аппетит и мы отправились в ближайший Макдак.
Это оказался далеко не лучший Макдак в мире, к сожалению. Внутри была толпа местных, почему-то очень-очень хмурых, а снаружи, рядом со столиками, сидел гармонист с приклеенной улыбкой и довольно хреново играл не самые лучшие патриотические советские песни. Его очень хотелось стукнуть бутербродом, но голод был сильнее... Перекусив, мы поехали смотреть храм Покрова на Нерли.

Андрей Боголюбский построил этот храм в память о погибшем в боевом походе сыне. Храм построен абсолютно нетипично для русского храмостроения: вместо высокого берега он стоит на маленьком искусственном острове, который во время разлива Нерль покрывает почти полностью и добраться до него в это время можно только на лодке. Он абсолютно несимметричен, но в это очень сложно поверить, если не знать заранее. А ещё он гораздо ниже, чем выглядит: это достигается за счёт довольно сильного завала стен внутрь. На стенах не менее загадочные барельефы, чем на Дмитриевском соборе: вот, например, Давид-псалмопевец в окружении львов. Но кому принадлежат эти женские лица внизу и почему у некоторых львов вместо хвостов- целые кусты?

А вот совсем уже загадочная картина. Вот кто это?

Ещё несколько кадров:

А потом мы зашли внутрь, где фотографировать нам уже не разрешили. Но мы не слишком расстроились, потому что там была уже очень знакомая картина: старательно зачищенные от всего лишнего стены. Уже по возвращении в Москву я узнал, что в середине 19го века под видом реставрации зачистили все соборы и церкви тех времён, и во Владимире, и в Суздали, и в Переславле, и в Москве. Что-то на тех фресках было неудобное, видимо.
Зато этот храм теперь действующий, и судя по толпе народу, которую мы там увидели- на отсутствие прихожан не жалуется. Вокруг идёт бойкая торговля сувенирами, тут же катают на лошадях, организован прокат лодок.
А после мы не спеша добрались до Владимира, сели на "Ласточку" и через 1.50 были в Москве. Усталые, довольные и немного озадаченные увиденным. Всё же одно дело читать, посмеиваясь, про "переписанную историю", и совсем другое- видеть своими глазами на стенах вместо росписей удивительно похожие друг на друга следы зубила...
Tags: волшебство рядом с нами, продолжая дело Прокопенко, сквозь твои города
promo troll_lol_o april 4, 2019 09:37 16
- Станция "Новый Иерусалим", конечная! Выхожу, осматриваюсь. Автобуса, разумеется, нет. Подхожу к трассе: ээй, народ! Подвезите меня кто-нибудь, что ли! Никто не везет, и только один водитель показывает рукой мне куда-то за спину. Оборачиваюсь: за спиной два гаишника с интересом наблюдают за…